О НАС
ИЗДАТЕЛЬСТВО
ПОДПИСКА
НОВОСТИ
КОНТАКТЫ
ФОРУМ
КАРТА САЙТА

КОНЦЕРТНЫЕ ЗАЛЫ
МОСКВЫ
СПРАВОЧНИК

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕАТРЫ
МОСКВЫ
СПРАВОЧНИК

ОРКЕСТРЫ
МОСКВЫ
СПРАВОЧНИК

ХОРОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ
МОСКВЫ
СПРАВОЧНИК

МУЗЫКАЛЬНЫЕ АНСАМБЛИ
МОСКВЫ
СПРАВОЧНИК

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Родион Щедрин:
«Я работаю и получаю от этого наслаждение…»

Журнал "Филармоник" декабрь 2012

Подготовил Ян Стужицкий

Наши партнёры:

www.pirastro.com/

Контакты
"ФИЛАРМОНИК"
:

109052, г. Москва,
ул. Нижегородская,
д. 29-33, стр.27

info@philharmonik.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16 декабря исполняется 80 лет выдающемуся композитору Родиону Константиновичу Щедрину. Сегодня его произведения востребованы во всем мире, исполняются лучшими мировыми оркестрами и солистами.
«Его гениальное ощущение оркестрового звучания сказалось не только в очень популярных Первом концерте для оркестра "Озорные частушки" и "Кармен-сюите". Королём современного оркестра называют его профессионалы, имея в виду максимальную звуковую выразительность при максимальной концентрации и экономии средств. Его произведения играют лучшие исполнители мира, такие как Л. Маазель, С. Озава, М. Янсонс, О. Мустонен, М. Венгеров. Особенно я ценю его неприятие компромиссов даже в очень трудное для русской музыки время. Он всегда был новатором в музыке и не опасался публично демонстрировать свою полную поддержку любым отклонениям от "официального советского музыкального курса."» М. Ростропович

– Я думаю, что каждый мой коллега по планете Земля будет безмерно счастлив, достигнув такой даты – 80-лет и получив такой роскошный подарок – фестиваль, который подарили мне Алексей Алексеевич Шалашов и возглавляемая им Московская филармония. И, как мне кажется, сделали это с исключительно дружелюбными и добрыми намерениями. Хочу поблагодарить Алексея Алексеевича персонально, потому что его участие и его роль очень велика. И, конечно же, не могу не сказать слова благодарности выдающимся музыкантам наших дней – Михаилу Плетневу, Владимиру Юровскому, Валерию Гергиеву, которые откликнулись на призыв Московской филармонии. Я очень рад, что Мариинский театр, с которым меня связывают последние годы такие тесные узы дружбы, во главе с грандиозным музыкантом Гергиевым, откликнулся на это очень активно, поскольку будет два концерта – и в Петербурге, и в Москве. Благодарю за то, что в Мариинском театре выпущен специальный абонемент на те постановки на мою музыку, которые идут в театре.
Я очень рад, что и Музыкальная школа № 68 имени Щедрина тоже уже не один год не оставляет без внимания и интереса то, что я писал и пишу. Я очень признателен ей от всего сердца. Московская консерватория организует концерт 17-го декабря. Кроме того, они организуют большую творческую конференцию, по-моему, 20 или 21 декабря.
Вышел компакт-диск – опять же, с помощью Алексея Алексеевича Шалашова. Это концерт, который был в Большом зале Московской консерватории ровно 5 лет назад, когда мне стукнуло 75.
Кроме того, покажут еще один фильм с моей музыкой, который внезапно сейчас "выплыл" на поверхность. Это большой полнометражный фильм "Бард" 1962-го года, о Маяковском. Это в основном мультипликация. Фильм не имел счастливой судьбы, и я совершенно забыл о его существовании, хотя делал там какие-то фортепьянные импровизации. И сейчас вдруг разыскали где-то этот фильм. Делал его потрясающий художник, Лев Збарский. Потрясающий! Я считаю, что он гениальный. Он уехал и живет сейчас в Нью-Йорке, продолжает работать в области выдумки, фантазий, всевозможных цветовых открытий. Когда смотришь его работы, складывается такое впечатление, будто это сделано не сегодня, а завтра. Так что, я об этом говорю с удовольствием, и то, что всё это к моему дню рождения – мне очень приятно.
И в заключение я должен сказать, что последние 20 лет у меня эксклюзивный контракт с издательством Schott, чему я несказанно рад, потому что до этого композиторы СССР и даже России принадлежали издательству Сикорский. Я оказался единственным российским композитором, кто 20 лет назад, как только перестройка сотрясла все эти устои, перешел в издательство Schott. Сейчас они к моему юбилею издали то, что было написано за эти последние годы, я посчитал – 79 сочинений. Все сделали с дотошностью: кто заказывал, кто исполнял, какого числа, какой оркестр, какой зал и так далее. Замечательное издательство. Им принадлежат права на издание моих нот везде, за исключением России.
Мне удалось отстоять свои права в России, потому что платить деньги у российских филармоний и российских оркестров нет возможности. Просто бюджета нет.
– Что за последние 5 лет произошло в вашей жизни?
– Прежде всего, я стал старше на десять лет. За пять лет я стал старше на десять, поскольку после определенной цифры каждый год идет за два. Это во-первых. Во-вторых, я много работал. Я не займусь перечислением, я уже сказал, что Schott выпустил буклет, это 79 сочинений. Целый альбом, там и "Гейлигенштадтское завещание Бетховена", и "Клеопатра и змея", совсем новое сочинение этого года, это и концерты, написанные за эти пять лет. И еще целый ряд сочинений. Я работаю и получаю от этого наслаждение.

 

(продолжение беседы читайте в журнале "Филармоник" декабрь 2012)