ФИЛАРМОНИК
ЦЕНТР

 

Назад

Александр Чайковский:
Уходить от своих же стереотипов!

Журнал "Филармоник" апрель 2012

Беседовал Михаил Жирмунский

Александр Чайковский – фигура, скрепляющая нашу музыкальную жизнь в трех точках. Он видный композитор (интенсивно работает в самых разных жанрах инструментальной и вокальной музыки) и одновременно исполнитель-пианист, деятельный воспитатель молодых композиторов (профессор, заведующий кафедрой композиции Московской консерватории), один из главных организаторов всего концертного процесса в столице (художественный руководитель Московской филармонии). Юбилей Филармонии дал нам повод встретиться с ним для интервью. Однако в разговоре как раз меньше всего хотелось ограничиться каким-то одним аспектом деятельности А.В. Чайковского – напротив, мы попытались охватить музыкальный процесс в том «триединстве» сочинительства, исполнительства и педагогики, которым так успешно он себя посвящает. Неторопливый ритм беседы А. В. Чайковского как-то сам собой удерживает от вопроса, что первым делом приходит в голову: а как вам удается успевать столь многое? откуда же берется время сразу и на то, и на другое, и на третье?.. Задумываешься, скорее, на тему естественной взаимосвязи всех трех направлений. Вроде, она и есть, но в то же время совсем и не очевидна. Потому и возникает желание четче прочертить соединительные линии между тремя этими областями.

Наши партнеры:

www.pirastro.com/

Наши контакты:
109052, г. Москва,
ул. Нижегородская,
д. 29-33, стр.27

info@philharmonik.ru

 

 

 

– Только что был отпразднован 90-летний юбилей Филармонии. Александр Владимирович, в чем суть художественного руководства филармонией, в отличие, скажем, от импресариата?
– Честно говоря, даже и не знаю, как это сформулировать. По-моему, это очень неопределенное понятие – художественный руководитель филармонии, в отличие от художественного руководителя театра – тот отвечает практически за весь творческий процесс. Здесь больше совещательная роль: советы или ответы на какие-то вопросы. Требуется достаточный кругозор в целом, знание тенденций мировой музыки, мирового музыкального менеджмента, музыкальных кадров. И, естественно, знать музыку достаточно широко, вкусы публики, чтобы пытаться приблизить их к некоей высокой планке культуры музыкальной: поднять публику на понимание новых задач, но так, чтобы не перегрузить и не отвратить от концертной жизни. Так что худрук – фигура не совсем понятная… Вы знаете, ведь далеко не во всех филармониях они существуют. И здесь в Москве тоже очень долго не было худрука. Наверное, это зависит от времени, типа руководства, генеральных директоров.
– А в то же время в Москве есть и традиция: Филармония началась под художественным руководством Мясковского…
– Традиция – да, и надо сказать, что для меня это, конечно, и честь, и ответственность. Хотелось бы по мере сил картину не портить.
– Видимо, важно и то, что вы – авторитетная фигура, причем не как исполнитель музыки, а как композитор, творец…
– Я не знаю, насколько я авторитетная фигура. Так получилось, что, во-первых, я по своей деятельности был и сейчас связан со многими музыкальными театрами, работаю в Московской консерватории, был ректором питерской консерватории почти четыре года и поэтому прилично знаю несколько поколений музыкантов, которые у меня на глазах воспитывались, и очень многих исполнителей, так как я и сам этим делом занимался и сейчас иногда еще занимаюсь. У меня довольно большой круг знакомств и друзей. Для филармонии это помощь в том смысле, что я могу с кем-то быстро пообщаться, так сказать, без протоколов и дипломатических ухищрений.
– Такие вещи, как бюджет, импресариат остаются в стороне от вашей деятельности?
– Бюджет, конечно, дело не мое, а генерального директора и вообще всех наших финансовых служб. В этом плане у нас как раз достаточно профессиональных и грамотных людей, начиная с нашего директора– Зубаревой Елены Сергеевны, она сама финансист очень сильный. Хотя при обсуждении планов, концепций один из первых вопросов, по которым я должен быть информирован,– это вопрос финансовый.
– Чтобы координировать творческие пожелания?
– Естественно. Это большая работа, полная всяких хитросплетений.

(продолжение беседы читайте в журнале "Филармоник" апрель 2012)