Наши партнеры:

www.pirastro.com/

 

 

"С ЛЮБОВЬЮ К РОССИИ"

Журнал "Филармоник" март 2012(49)

И.М.РОМАЩУК
доктор искусствоведения, профессор

 
 

12 февраля 2012 года в Большом зале Московской консерватории Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А.Юрлова представила концертную программу «С любовью к России», объединившую блистательные примеры творческого переосмысления русской народной культуры в авторской музыке последнего столетия: «Свадебку» Игоря Стравинского, «Курские песни» Георгия Свиридова и современные обработки русских народных песен Алексея Ларина.

 
 

Название программы как нельзя более точно определяло тот эмоциональный настрой, который сопутствовал концертному выступлению 12 февраля этого года в Большом зале Московской консерватории Государственной академической хоровой капеллы России имени А.А.Юрлова под управлением ее художественного руководителя и главного дирижера, заслуженного деятеля искусств России Геннадия Дмитряка.
Здесь все – от глубокого и поистине нового прочтения музыкального текста, «поющей», трепетной, живой и по-особому характерной звуковой партитуры хора до продуманной исполнительской режиссуры – стало открытием давно открытого. Так бывает очень редко: знаешь произведение и удивляешься – как много, оказывается, в нем еще таится красок и смысловых идей! Здесь впору внимательно изучить этот феномен и применить такой концертный опыт к современным интерпретациям классических опер, искаженных, подчас, до безобразия.
Быть современным, не терять, а наоборот, приобретать слушателей, не заигрывать с ними, а вести очень искренний диалог о прошлом и настоящем, об утраченном и вечном, о красоте, таинстве любви, о силе таланта удается Юрловской капелле. Каким образом? Попробуем это понять, обратившись памятью к концерту 12 февраля – одному из концертов прославленного коллектива.
Итак, о чем надо сказать прежде всего – о хорошо продуманной программе, вызывающей неподдельный интерес и знатоков, и любителей музыки. Причем естественно и органично звучали, дополняя друг друга, как редко исполняемые сочинения, так и широко известные народные песни. Правда, надо уточнить: песни предстали в талантливой хоровой обработке Алексея Ларина – одного из крупных, ведущих современных композиторов, который представил и собственную хоровую миниатюру «Как на матушке на Неве-реке» на народные слова. А ведь в первом отделении звучали такие непростые по своему внутреннему содержанию партитуры, как «Свадебка» Стравинского и «Курские песни» Свиридова. Вместе с выдающимися образцами народного искусства – песнями «Вдоль по Питерской», «Вечерний звон», «Славное море, священный Байкал», сочинения Стравинского и Свиридова составили единую и в то же время разнохарактерную хоровую «симфонию».
Объединяющим началом здесь стал русский фольклор – именно в том подлинном виде, который уже давно исчезает из народного быта и соответственно, становится «уходящей натурой» современного искусства.
Выбор авторских партитур был не случаен. В «Свадебке» Игорь Стравинский предложил свой взгляд на традиционный семейно-бытовой жанр, как на явление, выходящее за рамки простого воспроизведения событий свадебного обряда. Здесь все – как бы в некотором отстранении и реально-нереальном виде. Бытовое оказывается фантастическим, за верованиями приоткрывается настоящая вера, реальность становится игрой, а игра – жизнью. Вспоминается, что в «разыгрывании» «Свадебки» впервые в нашей стране принимали участие и Д.Шостакович, и Г.Попов. Оба композитора испытывали ситуации «Свадебки» через «ударную» стихию фортепианных партий. Сегодня вместе с Юрловской капеллой партии четырех роялей, словно бы символизирующие и гостей, и оркестр, и «гудение» во время свадебного пира, исполнили лауреаты международных конкурсов Екатерина Мечетина, Вадим Холоденко, Андрей
Гугнин и Иван Рудин. Каждый из них был по-своему выразителен в игре по эмоциональному тонусу. Опять же – амплитуда выразительных красок оказалась весьма большой. За роялями, расположенными в центре сцены словно бы в зеркальном отражении, разместились артисты Ансамбля ударных инструментов под руководством Марка Пекарского. Их ретушь была искусной, ритмическая акцентуация естественной, они гармонично вписались в общее звуковое панно. Но главным действующим началом был звук – исключительно собранный, порой матовый, уходящий в глубь текста, как у хора, так и у солистов. О них, о солистах, надо сказать особо: лауреат международных конкурсов Мария Булгакова – «истаивающее» сопрано; солистка Московского театра «Новая Опера» им. Е.В. Колобова, приглашенная солистка Большого театра Агунда Кулаева – «объемное» меццо-сопрано; приглашенный солист ГАБТ Станислав Мостовой – «мягкий» тенор; заслуженный артист России Петр Мигунов – «сильный» бас. Их голоса – словно бы акварельные краски – расцвечивали партитуру. Время здесь стало вне времени: во всем ощущалось единство, спаянность и композиции, и ее пространственно-временной организации, и звукового баланса. Исполнители приоткрыли и свойства Стравинского неоклассика, и не только мастера фольклорного периода. И вообще вся партитура звучала несколько таинственно, даже завораживающе.
Сегодня много говорят и пишут о концепте звука, о новом значении и характере звука. А вот музыка Стравинского, без преувеличения, дала возможность ощутить значимость и многообразие инструментально-хоровых и вокальных звукокомплексов, напитанных авторской интонацией и фольклорным колоритом.
Если «Свадебка» была реальностью двадцатых годов минувшего столетия и воспринимается сейчас как новая партитура ХХI века, то «Курские песни» Свиридова принадлежат 1960-м годам, которые по инерции называют временем «оттепели», и тоже созвучны сегодняшнему дню.
В этом хрестоматийном сочинении в исполнении Юрловской капеллы (солировала Агунда Кулаева) словно издалека, очень тихо и выразительно начинает буквально рождаться на наших глазах и оживать история, в которой все правда и все окутано тревожным ожиданием сегодняшнего дня. Прикровенно, затаенно начинается сочинение в интерпретации Капеллы имени Юрлова. Так мог бы зазвучать уже в то время один из черновых набросков из «Песнопений и молитв» Свиридова, где он предстал художником, путь которого высветлило истинное Слово. В «Курских песнях» – выход к почти народным интонациям, но и запечатленная мелодия скорбной песни-романса или распевного монолога. И вновь предстает столь необычная образно-музыкальная картина, что ее еще надо понять. Известный курский целотон воспринимается как определенный звуковой «расширитель», что-то из арсенала современных художественных средств письма. Погружение хора во внутренний слой текста создает совершенно особое впечатление от знакомой музыки. Тем более что в концерте прозвучала вторая редакция сочинения для солистов, смешанного хора, двух фортепиано, ударных и органа. Ну чем не диалог на расстоянии со Стравинским?
А теперь задумаемся: был ли риск в том, чтобы с высот вершинных сочинений отечественной музыки ХХ века, представленных в первом отделении концерта, «спуститься» на грешную землю, где так одиноко звучит голос кукушки, и так притягивает протяжный звон колокола, где после раздольной удалой песни появляется почти театрализованная хоровая сценка, и еще много-много разных мелодий – упругих, задорных, лирически распевных – сменяют друг друга? Все это многообразие песенного таланта русского народа предстало во втором отделении. Каждая песня, так ярко, талантливо и очень деликатно обработанная для хора Алексеем Лариным, стала отточенной миниатюрой со своим характером, своей внутренней художественной идеей. Голоса хора расслаивались, создавая и диалоги, и по-театральному зримые переклички, и фактурные линии «мелодия-сопровождение», и разделение на вокальную и «вокально-инструментальную» функцию хора, что было и ожидаемо, и неожиданно, привлекательно, просто здорово. Зал слушал каждую из хоровых миниатюр Ларина, воссоздающих народное действо-песню, – «Донцы-молодцы», «Перевоз Дуня держала», «А трубушку трубят», «Меж крутых бережков Волга-речка течет», «Из-за острова на стрежень» – затаив дыхание, чтобы взорваться аплодисментами и криками «Браво!» Живая жизнь звука, выразительно подчеркивающего слово, содержание, текст песни, словно бы сейчас, сию минуту рождаемое музыкальное панно, в котором все – лад, все – гармония, таким запомнилось это отделение концерта Юрловской капеллы. И еще – множеством выразительных, красивых голосов из хора, а солировали Алена Никитина, Оксана Климова, Евгений Травин, Владимир Албатаев, Денис Ежов, Анастасия Талдыкина, Нина Демченко, Екатерина Рождествина, Татьяна Козлова, Наталья Витушинская и уже знакомые нам солисты Петр Мигунов и Станислав Мостовой. Когда все гармонично, ярко, талантливо, трудно выделить что-то одно, или кого-то одного. Но не назвать вновь Геннадия Дмитряка – просто невозможно. Вместе с главным хормейстером Мариной Балянской, хормейстерами Александром Финашевым и Еленой Бондаревой, главный дирижер Капеллы, как мудрый и опытный руководитель, раскрыл всеми средствами, которые оказались ему доступны, прекрасный мир музыки, созданный известными и безвестными мастерами, талантом и любовью к России и каждому человеку на этой земле.
Чем закончился Концерт? Многолетием, напитанным энергией жизни и светом любви.
И под занавес назовем еще одного участника этого замечательного вечера, который органично вписался в его композицию – это лауреат премии «Персона России», артист Петр Татарицкий – ведущий Концерта.
Как всегда на высоте оказалась Капелла имени Юрлова в раскрытии художественного мира русской музыки, прекрасной своей неброской красотой, глубоким содержанием, бесконечно разнообразными мелодиями.