Журнал о музыкантах и для музыкантов

Журнал для профессионалов и любителей музыки

Независимый музыкальный журнал

Великая русская скрипичная школа

Журнал "Филармоник" март 2012(49)

Ян Коваленский,
"Союз музыкальных критиков"

В конце 19-го и в начале 20-го веков в России возникла величайшая скрипичная школа, которая удивила и покорила весь мир. И до сих пор (а уже прошло более ста лет) она считается лучшей в мире. Её основы были заложены в Петербурге замечательным скрипачом и педагогом Леопольдом Семёновичем Ауэром и в Одессе не менее знаменитым педагогом Петром Соломоновичем Столярским. В начале петербургская и одесская школы работали порознь, но незадолго до революции они, через своих учеников, объединились. И это дало необыкновенные результаты.

Фурер Самуил Исаакович (1909–1979)

Цейтлин Лев Моисеевич (1881–1952)

Наши партнеры:

www.pirastro.com/

Контакты:
г. Москва
Б.Семеновская, д.40
т. (495) 518-6727
info@philharmonik.ru

 

 

 

Пётр (Пейсах) Столярский родился в 1971 году в маленьком украинском городке Липовец в бедной еврейской семье. Отец мальчика Шломо был одаренным музыкантом и сам обучал своих сыновей: старшего Лейбу и младшего Пейсаха. Но этого, конечно было недостаточно, и Пейсах Столярский поехал учиться в Киев к известному педагогу Отакару Шевчику, а затем в Варшаву к С.Барцевичу. Но занятия носили эпизодический характер, так как платить за них было нечем. Вскоре юный Столярский устроился в театральный оркестр и с ним приехал в Одессу, где и остался почти до конца своей жизни. Однажды в Одессу приехал из Петербурга Л.Ауэр, великий педагог и реформатор скрипичного искусства. Ему посвящали свои произведения крупнейшие русские композиторы: П.Чайковский, А.Глазунов, С.Танеев. Его скрипичная школа уже сложилась, среди его учеников были Я.Хейфец, М.Эльман, Е.Цимбалист, М.Полякин, Т.Зейтель и другие. Их слава уже гремела по всей России и Европе. Ауэр сразу оценил дарование Столярского, послушал его учеников и посоветовал ему открыть свою школу. Столярский играл в оркестре одесского оперного театра и параллельно занимался с детьми. У него, конечно, был потрясающий педагогический дар. Большую роль в судьбе молодого педагога сыграл главный дирижер театра чех Иосиф Прибик. Школа Столярского открылась в 1911 году. Значение П.С.Столярского и его школы, существующей и поныне в Одессе, невозможно переоценить. Почти все замечательные скрипачи России начала ХХ века, а также все выдающиеся скрипачи СССР, жившие в 20-70 годах прошлого века – ученики Столярского, а среди них – Н.Мильштейн, который после учёбы в Одессе совершенствовался у Л.Ауэра и стал одним из величайших скрипачей двадцатого века, а также: великий Д.Ойстрах, Е.Гилельс, М.Фихтенгольц, Б.Гольдштейн, В.Климов, М.Вайман и многие другие. Хочется вспомнить и других скрипачей из «династии» учеников Столярского и Ауэра.

Самуил Исаакович Фурер (1909–1979) родился в Одессе и учился с 1916 по 1924 годы в школе Столярского. Он обладал с детства феноменальными способностями, и уже в 10 лет дал свой первый сольный концерт. В 1924 году он поступил в Московскую консерваторию в класс профессора Л.М.Цейтлина, который был очень яркой творческой личностью. В классе Цейтлина юный Фурер совершенствовался шесть лет. Среди учеников Цейтлина было много талантливых скрипачей – М.Затуловский, Б.Фишман, Р.Соболевский, А.Горохов и будущий профессор Московской консерватории Б.Беленький. Во время учёбы в консерватории в 1928 году Фурер становится солистом Московской филармонии и остаётся им до конца жизни. В 1932 году формируются бригады артистов для выступлений в отдаленных уголках СССР. Из воспоминаний композитора Льва Книппера, опубликованных в 1978 году: «Прошло немало лет, а отдельные случаи память запечатлела с четкостью кинокадра. Амур! На берегу стоят сотни слушателей… Прожектора кораблей скрестили лучи… и на «эстраде» стоит худенький мальчик в красноармейской форме – скрипач Самуил Фурер. И над покоем могучих волн Амура, над просторами тайги звучит «Чакона» Баха. Музыка, полная мужественного величия и силы». В 1933 году на первом Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей С.Фурер блестяще выступил (состав участников был очень сильный), и занял третье место. Все отмечали его яркую индивидуальность и артистическую виртуозность. Через несколько лет состоялись международные конкурсы имени Венявского и Эжена Изаи, на которых российские музыканты блестяще выступили, но Фурера на них не послали. Это было, конечно, политическое решение, и причины этого так до сих пор и не понятны. Но Фурер широко концертировал по СССР, а после войны ездил в Польшу, ГДР, Венгрию, Финляндию и др. европейские страны. Его головокружительную виртуозность и волшебный звук сравнивали с игрой Яши Хейфеца. Из госколлекции ему выдали замечательную скрипку Страдивари, на которой Фурер играл всю жизнь. У него было звание заслуженного артиста России. Вот отрывок из рецензии на его концерт: «Стихийно-эмоциональное начало, сильнейший внутренний «напор» в значительной мере определяет исполнительский облик Фурера. Мощь динамических нарастаний, грандиозных кульминаций словно бы выходит за пределы скрипичного звучания. Артист любит прибегать к «крупным мазкам», сочному, «открытому», весьма интенсивному звуку… Даже мелкие детали приобретают у него масштабность, весомость». Автор статьи не раз бывал на концертах Фурера, помнит незабываемое исполнение им «Крейцеровой сонаты» Бетховена с почти оркестровым звучанием и считает, что звук его скрипки был лучшим среди великих российских скрипачей того времени, а его имя навсегда вошло в золотой фонд скрипичного искусства ХХ века.
Перейдём к другому герою той великой эпохи.

Шер Вениамин Иосифович (1900–1962) родился в Одессе в семье кларнетиста. Начал обучаться игре на скрипке ещё в родном городе, а в 1911 поступил в Петербургскую консерваторию в класс выдающегося профессора Сергея Коргуева. В.Шер окончил Петроградскую консерваторию в 1923 году, а в беспокойные годы 1917–1920 работал в оркестре Одесской филармонии, затем стал солистом Петроградской филармонии (1921–23). С 1925 года – преподаватель, позже – профессор Ленинградской консерватории. За свою долгую преподавательскую карьеру он воспитал огромное число скрипачей, можно сказать, что половина ведущих ленинградских скрипачей – его ученики, в частности, В.Овчарек, М.Комиссаров. В.Либерман и др. В специальной музыкальной школе с 1955 года у Шера занимался молодой Володя Спиваков. В.Шер обладал каким-то особым педагогическим даром ввести ученика в саму суть музыки, передать ему свои энциклопедические знания. Учеников Шера отличает непрерывность мелодической линии и длинное дыхание смычка. Не это ли было также характерно для учеников Столярского? Шер был талантливым композитором, среди его сочинений Концертная фантазия для скрипки на тему оперы «Руслан и Людмила», «Детский концерт для скрипки», пять струнных квартетов, альтовая и скрипичная сонаты, романсы на стихи русских поэтов и др. камерные сочинения, а также 24 виртуозных этюда для скрипки соло. Последнее сочинение написано в духе каприсов Паганини и виртуозных пьес Венявского, и оно вобрало весь огромный концертный и педагогический опыт Шера. Его сочинения и педагогические разработки не утратили своего значения и в наши дни. Шер играл также на альте, в конце 40-х годов прошлого века он был альтистом знаменитого Квартета имени Глазунова. Его вклад в создание скрипичной школы Петербурга был очень весомым. Он был подлинный продолжатель великой линии Л.Ауэр – С.Коргуев, которая уже более ста лет вдохновляет и поражает скрипичный мир.

Я.Коваленский

 
 

Лев Моисеевич Цейтлин (1881–1952)

Родился в Тбилиси в семье ювелира, окончил Петербургскую консерваторию (1897–1901) у самого Л.Ауэра и после окончания учёбы поехал совершенствоваться в Париж, где занимался с известным композитором Венсаном д'Энди композицией и теорией музыки и в течение нескольких лет играл во французском оркестре Э.Колонна. С 1908 по 1917 годы он работал в известном российском оркестре С.Кусевицкого. В 1922 году по его инициативе был создан Первый симфонический оркестр без дирижёра – Персимфанс, который существовал до 1932 года, Цейтлин был его руководителем. После отъезда Ауэра за рубеж в 1917 году образовался определённый вакуум в педагогике, и Цейтлин своим творчеством в определенной степени заполнил его. Он был профессором Московской консерватории с 1920 года и до конца своей жизни. В своей педагогической деятельности он всегда опирался на идеи своего учителя Л.Ауэра. Работая с учениками, он уделял огромное внимание художественному воплощению музыки. «Звучащая техника» – был его девиз.

 
 

Сергей Павлович Коргуев (1863–1932)

С.П.Коргуев сыграл очень важную роль в развитии скрипичного искусства в России. Он был сыном кронштадского головы и с детства был очень одарен. С.П.Кургуев закончил Петербургскую консерваторию по классу Л.Ауэра в 1888 году, был концертмейстером студенческого оркестра, созданного Ауэром. С 1898 года этот коллектив стал Придворным оркестром. А после революции был преобразован в знаменитый симфонический оркестр Ленинградской (сейчас Петербургской) филармонии. С 1899 по 1925 годы Коргуев преподавал в Петербургской консерватории, с 1908 г.– профессор. Он был одним из ближайших ассистентов и последователей своего великого учителя – Ауэра. Вот характеристика, данная ему А.?Глазуновым, директором консерватории: «С.П.Коргуев – человек безупречных и твердых нравственных правил». Коргуев выехал в 1925 г. в Германию на лечение и не вернулся в СССР. С 1927 года преподавал в Нью-Йоркском институте музыкальных искусств, где уже работал его любимый учитель – Ауэр. Скончался в 1932 г. в США. Коргуев издал много музыкально-педагогических сочинений, которые важны и сейчас. Среди его учеников – будущие профессора консерваторий – Юлий Эйдлин, Абрам Ильич Ямпольский и Вениамин Шер.